Камень изумруд упоминается в Библии среди других камней нагрудника еврейских первосвященников.
Плиний называет "смарагдом" (греческое название изумруда), видимо, несколько зеленых камней, которые, по верованиям его эпохи, все были чрезвычайно полезны для зрения. Он говорит: "... изумруд единственный камень, услаждающий глаз без утомления; когда зрение утомлено разглядыванием других предметов, оно возвращает остроту созерцанием изумруда".
Изумруду приписывали многочисленные магические и целебные свойства. Так, Епифаний указывает, что изумруд помогает предсказывать будущее, и это подтверждают почти все более поздние авторы, писавшие о свойствах камней. Кроме того, все авторы считали, что камень отпугивает змей и лечит их укусы, и это свойство трансформировалось в убеждение, что один вид изумруда смертелен для ядовитых змей, так как они, взглянув на изумруд, слепнут. Великий хорезмиец Бируни, ничего не принимавший на веру, испытал это свойство. Он показывал змее изумруды, насыпал камни в корзину, где она содержалась, накидывал на нее изумрудное ожерелье и размахивал перед ее глазами ниткой с нанизанными на нее изумрудами, после чего отметил: "Ничего с ее глазами не сделалось, разве что зрение стало острее".
Тем не менее поверье было стойким, и в армянских рукописях Х-ХИ веков отмечалось: "Говорят, что природа изумруда холодна и суха; другие говорят, что если подержать изумруд перед змеей, глаза ее лопнут; хорошо носить его: глаза болеть не будут, зрение улучшится, жить владелец будет долго, куриной слепотой не заболеет. Говорят, изумруд самое сильное из противоядий, если человеку, принявшему яд, дать два карата изумруда с верблюжьим молоком, то он, с Божьей помощью, спасется: яд выйдет вон вместе с потом. Если укусит скорпион или змея, следует смешать изумруд с розовой водой и приложить к ранке. У носящего изумруд не будет тоски и забот".
Да и позднее, в XIII веке, Ахмед Тайфаши утверждал, что змея ослепнет, увидев изумруд, - "это проверено опытом". Впрочем, он был "заинтересованным лицом", ведь он торговал камнями.Современник Бируни Авиценна считал, что изумруд лечит глазные болезни, кровавый понос и черный кашель.
Марбод сообщает, что самые прозрачные изумруды делают их владельцев прославленными. Изумруд полезен тем, кто хочет открывать тайны и узнавать грядущее. Он приумножает богатство достойного, внушает ему убедительные доводы на судебных процессах, так как в нем заключена большая сила красноречия. Носимый как подвеска на шее, камень исцеляет рожу и эпилепсию. Дает отдых глазам благодаря своей нежной зеленой окраске. Он предотвращает бури и отгоняет злые помыслы.
В Ладидарии Альфонсо X сказано, что изумруд -это средство от всех смертельных ядов, от ран и укусов ядовитых тварей. Отравленный человек, приняв порошок изумруда, исцелится. Однако при неблагоприятном расположении звезд у того, кто носит изумруд, "чувства затуманятся, и он не будет понимать ничего, пока не уберет изумруд из своих украшений".
Альберт Болынтедский писал, что если вырезать на изумруде птичий клюв, то он исцелит лихорадку и проказу.
В эти же времена изумруд в качестве "открывателя истины" считался очень полезным в любовных делах, так как выявлял правдивость или вероломство клятв любви. При этом он нередко назывался врагом чувственной любви, и тот же Альберт рассказывал о венгерском короле Бела IV (1206-1270), у которого был перстень с изумрудом огромной ценности. Этот изумруд раскололся на три части, когда король обнимал свою жену, не сняв перстень.
По чешскому Лапидарию XIV века, изумруд находят в гнездах грифонов (крылатых львов). В руках нечестного человека камень утрачивает блеск.
Джероламо Кардано, астролог, математик, механик и врач XVI века утверждал, что изумруд обостряет ум и оживляет сообразительность, а также делает человека более честным, ибо "нечестность есть ничто иное, как невежество, глупость и злобный нрав". Камень, по его мнению, делает человека более экономным и поэтому богатым, хотя и более скептическим.
В это же время в Средней Азии считали, что "кто изумруд носит, не видит снов, смущающих дух. Изумруд укрепляет сердце, устраняет горести, спасает от эпилепсии и злых духов. Если изумруд оправлен в золото и употребляется как печать, то владелец его застрахован от моровой язвы, от чар любви и от бессонницы".
В русском Лечебнике XVI века сказано: "Изумруд, аще кто его в питье положит, уймет смертоносную ядость, к укушению ядовитых змей уздравляет. Изумруд толчен и принят внутрь в питии от окорму смертельного избавляет человека, пользует прокаженных, печени и желудку помогает. Аще кто на изумруд часто зрит, тогда зрак человеческий укрепит, очи от недугов во здравии сохраняет и носящему весельство наводит".
В России XV-XVII веков изумруд считался камнем мудрости и хладнокровия, и именно это качество ценил А.Пушкин в своем кольце с изумрудом.